☀ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОСОМАТИКЕ В АЮРВЕДЕ
Термин «психосоматика» (от др.-греч. «ψυχή» — душа и «σῶμα» — тело), которым в настоящее время именуют одно из направлений в медицине и психологии, занимающееся изучением взаимосвязи между психоэмоциональными факторами и возникновением соматических (телесных) заболеваний, был введён врачом Иоганном-Христианом Гейнротом только в 1818 году. С этого момента это понятие начинает постепенно входить во врачебный лексикон. Так, в 1822 году о «психосоматической медицине» говорит Феликс Дойч, а о «соматопсихических» явлениях – Якоби. Однако само представление о единстве душевных и телесных процессов сформировалось за несколько тысячелетий до этого. Так, например, Платон пишет в одном из своих диалогов: «Как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и голову – отдельно от тела, так не следует и лечить тело, не леча душу… Всё – и хорошее и плохое – порождается в теле и во всем человеке душою, и именно из неё всё проистекает, точно так же, как в глазах всё проистекает от головы» (диалог «Хармид»).
Одни из самых древних упоминаний о тех явлениях, которые сегодня входят в поле интересов психосоматики, можно обнаружить и в древнеиндийских текстах. Так, Махабхарата сообщает: «От страданий ума воспаляется всё тело, подобно тому, как раскалённый стальной шар нагревает воду в кувшине» и «как вода тушит пламя, так истинное знание излечивает ум, а когда исцелён ум, выздоравливает и тело» (3.2.24-25).
Ещё более объёмно некоторые из подходов психосоматики описаны в классических текстах по Аюрведе. Описание причин возникновения и этапов развития заболеваний здесь неразрывно связано с двумя концепциями. Согласно первой из них, касающейся тридоша или трёх гуморальных факторов, Вата, Питта и Капха, находящиеся в равновесии, поддерживают физическое и душевное здоровье, а пребывающие в состоянии дисбаланса, напротив, разрушают его. Согласно второй – концепции о трёх гунах материальной природы (саттва, раджас, тамас) - которая наиболее подробно и детально описана не в аюрведических трактатах, а в текстах философской школы санкхья, а также в крупнейших индийских эпосах (Махабхарата, Бхагавата-пурана и др.), раджас и тамас поражают и вызывают различные заболевания ума и, как следствие, тела, а саттва, напротив, поддерживает его здоровье (manas). Так, в одном из самых авторитетных аюрведических трактатов «Чарака-самхите» говорится: «Существуют три доши тела – вата, питта и капха, они поражают тело; и две доши ума – раджас и тамас, они поражают ум; когда поражены тело и ум, то рождается заболевание, в обратном же случае – нет». «Тело подчиняется уму, а ум подчиняется телу», - подчёркивает автор. О том же говорит и другой знаменитый аюрведический врач – Вагбхата Муни в «Аштанга-хридайам-самхите»: «Считается, что болезни делятся на два вида – от внутренних и внешних причин. Мест расположения болезней также два – тело и ум. Раджас и тамас называются болезнетворными началами (доша) ума».
16 ТИПОВ ПСИХИКИ СОГЛАСНО «ЧАРАКА-САМХИТЕ»
Автор «Чарака-самхиты» уделяет большое внимание различным типам психического устройства человека и даже приводит их своеобразную классификацию. В первую очередь, он выделяет три типа сознания: чистый (suddham), раджастичный (radjasam) и тамасичный (tamasam). Первый не имеет недостатков и считается благотворным, в отличие от двух последующих, отличительными особенностями которых являются гнев и раздражительность, глупость и иллюзии, соответственно.
В целом, согласно представлениям автора трактата, несмотря на бесконечное многообразие психоэмоциональных склонностей, всё же возможно выделить среди них 16 основных и наиболее распространённых комбинаций: 7, имеющих саттвичную природу, 6 - раджастичную и 3 – тамасичную. Учитывая эти особенности психического устройства, аюрведический врач может точнее поставить диагноз и правильно подобрать терапию. Оценка, наряду с физическими заболеваниями и нарушениями, психоэмоционального состояния пациента и сегодня является одной из важнейших составляющих процесса диагностики пациента в Аюрведе.
Типы психики, находящиеся под влиянием саттва-гуны:
1. Брахма или подобный Брахме. Его отличительными особенностями являются чистота помыслов, искренность или правдивость, сдерживание чувств, щедрость и готовность делиться с другими, следование истинным знаниям, понятливость, способность к стройному выражению своих мыслей и ответам на вопросы, хорошая память, равное отношение ко всем, отсутствие вожделения, жадности, желания славы, заблуждений в отношении истинной природы вещей, нетерпимости к окружающим, гнева, стремления причинить вред, боль или скорбь другим.
2. Арша или подобный мудрецам. Люди с подобным типом сознания поклоняются Богу, изучают священные писания, берут на себя и исполняют обеты, совершают огненные жертвоприношения, контролируют свой ум, соблюдают целибат, они гостеприимны, не привязываются и не испытывают неприязни к другим. Для них не характерно впадать в иллюзии, испытывать чувства жадности или гнева. Они наделены врождённой мудростью, красноречием, способностью к самоконтролю и пониманием природы вещей.
3. Аиндра или подобный Индре. Носители этого типа психики обыкновенно могущественны, обладают авторитетной речью, способны вести и направлять других, совершают жертвоприношения. Их основные качества: отважность, энергичность, активная деятельность, дальновидность, привязанность к исполнению долга, процветанию и правильным наслаждениям.
4. Ямья или подобный Яме. Такие люди склонны следовать предписаниям авторитетных учителей, умеют выбирать подходящий момент для того, чтобы начать действовать и всегда достигают поставленных целей. Они обычно неуязвимы, активны, обладают хорошей памятью и внутренней свободой, не склонны привязываться и питать иллюзии, не испытывают ненависти и не желают причинять кому-либо вред.
5. Варуна или подобный Варуне. Смелость, терпеливость, любовь к чистоте и отвращение к нечистоте, совершение жертвоприношений, активная деятельность и любовь к отдыху в воде, способность своевременно проявлять гнев и милость, - вот основные качества данного типа.
6.Каубера или подобный Кубере. Люди с подобным типом психики занимают высокое положение в обществе, имеют высокую самооценку, в любых обстоятельствах выполняют свой долг, стремятся к процветанию и наслаждению жизнью, комфорту, чистоте, уместному проявлению гнева и милости.
7. Гандхарва или подобный Гандхарве. Чаще всего, подобным типом психического устройства обладают люди искусства. Они любят танцевать, петь, обладают способностями к овладению музыкальными инструментами, поэтическим даром, могут писать прозу или создавать масштабные эпические произведения, обладать ораторскими или исполнительскими способностями. Такие люди умеют искуссно использовать парфюмерию, ароматические средства, украшать себя одеждами и гирляндами. Они не склонны искать недостатки в других, но могут стремиться к постоянному общению с женщинами и развлечениям.
Типы психики, находящиеся под влияние раджас-гуны:
8. Асура или подобный демонам. Это смелые, могущественные люди, склонные к возвеличиванию себя, часто безжалостные, жестокие, лицемерные, гневливые. Особенно остро они подмечают недостатки других.
9. Ракшаса или подобный демонам-людоедам. Основные качества данного типа психического устройства - нетерпимость к недостаткам и удачам другим, гневливость, умение нанести удар в самое больное место, жестокость, склонность к перееданию и привязанность к мясной пище и долгому сну, приложение чрезмерных усилий.
10. Пайшача или подобный привидениям. Такие люди склонны к чревоугодию, не любят чистоту, стремятся к постоянной интимной близости, часто испытывают страхи и передают их другим, не придерживаются диеты и других предписаний.
11. Сарпа или подобный змеям. В обычной жизни такие люди трусливы, но способны к проявлению смелости в состоянии гнева. Могут выполнять тяжелую работу и чрезмерно трудиться, испытывать постоянное беспокойство и страх, причинять неудобства и страдания окружающим, любят вкусную еду и чрезмерные развлечения.
12. Прайта или подобный духам предков. Данный тип психики отличает людей с плохим, тяжелым и скверным характером, не любящих трудиться, выискивающих недостатки в других, жадных и не желающих ни с кем делиться, привязанных к еде и причиняющих много страданий другим.
13. Шакуна или подобный птицам. Характеризуется сильной привязанностью к объектам материального мира (пище, развлечениям и др.), расточительностью и недальновидностью, нетерпимостью и стремлением быстро получить желаемое.
Типы психики, находящиеся под влияние тамас-гуны:
14. Пашава или подобный животным. Люди с таким типом психики всеми силами стремятся избежать выполнения обязанностей и исполнения долга, они лишены разума, склонны к дурному и разрушительному поведению, едят вредную, несвежую пищу, ведут чрезмерную сексуальную жизнь, имеют беспорядочные половые связи, много спят.
15. Матсья или подобный рыбам. Подобный тип психики может привести к тому, что человек будет вести бродяжнический образ жизни, не иметь постоянного дома. Неразумность, непостоянство, чревоугодие, гневливость, привязанность к материальному, а также любовь к воде – это его основные качества.
16. Ванаспатья или подобный растениям. Такое устройство психики характеризуется сильной ленью, нежеланием что-либо делать в жизни, обжорством, отсутствием физической активности и слабым разумом.
Что касается способов и методов лечения сознания и, как следствие, психосоматических заболеваний, то Чарака сообщает, что одним из основных методов является ограничение контактов ума с неблагоприятными и негативными объектами. Вагбхата Муни в своём трактате также указывает на несколько способов устранения дефектов сознания: «Лучшей терапией дош ума являются развитие разума, то есть способности различать полезное и вредное, способность терпеть неудобства, как, например, отказ от неблагоприятного, при использовании того, что является благим».
Источник: Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Психосоматическое направление в традиционной аюрведической медицине // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. №4 (24).